Не раз мне доводилось слышать фразу: “Я хочу, чтоб мой ребенок научился постоять за себя, ищу для него секцию, все равно какую – главное, чтоб научили качественно бить в нос и не быть слюнтяем”. Как ни странно, чаще всего авторами подобного рода дискуссий являются даже не папы, а мамы, и, как правило, речь идет о дошкольниках, в крайнем случае – младших школьниках, то есть о мальчиках в возрасте 5-11 лет.

Тема, действительно, важная, ведь если до этого возраста ребенок находился под присмотром родителей, то садик и школа – это уже первый шаг к самостоятельной жизни, без мамы и папы. А ведь страшно, что там ждет ребенка? Злые учителя или добрые, сложности обучения, не выученные уроки, двойки (или пятерки), дорога домой, а ведь еще и новые товарищи по школе – в отличие от учителей и уровня образования, их выбрать заранее практически невозможно, и как сложатся отношения вашего чада с коллективом – одному Богу известно.

Решительные родители, желая блага своему сынишке, которого до сих пор опекали, решают, что вот растет мужик, пора уже начинать закалять его характер и волю, ибо жизнь – штука непростая, надо уметь в ней пробиваться. А как учить? Ну, можно самому рассказать, показать, что надо делать, если отбирают лопатку в песочнице или портфель в школе. Но тут необходимо учесть вот что: ребенок еще не понимает и не видит той грани, когда самозащита переходит в агрессию и терроризм, особенно если ребенок изначально склонен к лидерству и конкурентен, чрезмерно возбудим. Такого мальца, раз научив бить в нос, будет трудно остановить, войдя во вкус, он может стать откровенным хулиганом, который попросту будет колотить ребятишек чуть что не так, а плоды подобной педагогики загладить будет ой как сложно.

Плохо и другое — когда мама (бабушка), как наседка оберегает свое чадо, везде и всюду видит “несправедливое” к нему отношение, доходящее порой до гипертрофированной формы, когда уже и сам ребенок начинает воспринимать себя, как жертву в любой ситуации. Так развивается скрытая агрессия, появляется обида на весь мир, жалость к себе и раздутое самолюбие, мешающее человеку строить нормальные отношения не только с окружающими, но даже и с ближайшими родственниками.

А вот если ребенок от природы несмел и без мамы и шагу ступить боится? Конечно же мама при этом, сокрушается о такой беззащитности своего чада и наседает на него – мол, учись, постоять за себя, а папа вообще называет слюнтяем, лишая тем самым малыша самоуважения в столь хрупком возрасте. Сам ребенок настолько зажимается от этого натиска, что просто не в силах противостоять любого рода внешней агрессии. Это тот случай, когда его могут бить, а он будет просто терпеть и молчать, даже родителям будет бояться сказать, чтобы не выслушивать еще раз про слюнтяя и беспомощность. Утрачивая опору в лице взрослых, ребенок ощущает полную беззащитность и внушаемый ему страх перед миром может перерасти в панический ужас, а ребятенок может полностью уйти в себя.

Задумайтесь, какой образ мира мы внушаем детям подсознательно, говоря о его жестокости и необходимости пробиваться с боем? Ребенок начинает чувствовать себя в постоянной опасности, мир большой – а он – маленький, он не готов еще победить весь мир. Поэтому у детей развиваются страхи и агрессия, которая также является следствием страха. А вы вдумайтесь в слово “МИР”.

Для нормального развития ребенку совершенно необходимо верить, что мир добр. Да, в нем могут встречаться островки зла, но всегда и непременно побеждает добро. И не надо бояться, что малыш будет не готов встретиться с враждебностью внешнего мира, всему свое время. Ребенка надо защищать обязательно! Он должен чувствовать опору и поддержку взрослого, но все должно быть в меру и по ситуации. Никому не хочется быть слабаком и трусом. Хорошим примером того, как можно помочь малышу преодолеть страх является ситуация, когда нужно защитить кого-то, кто слабее: младшую сестренку, девочку-одноклассницу от хулиганов, да просто друга. Тут вам и еще один бонус – привитие чувства справедливости и умение жертвовать во имя других, героизм. И не забывайте похвалить малыша, даже если он только попытался, сделал первый шаг.

А как же быть с самообороной, неужто вовсе не нужно посещать секции у-шу или каратэ, ведь их сейчас так много для деток? Про ушу, каратэ и другие восточные единоборства могу сказать только одно – они не присущи нашей культуре. Боевое искусство любого народа неотделимо от истории, философии, религии, культуры государства, возникшего и существующего на земле предков. И тем не менее, какой бы вид спорта вы не выбрали для вашего мальца, а лучше – совместно с ним, — главное, чтобы он не воспитывал в ребенке агрессию и чувство превосходства по отношению к окружающим (некоторые соревновательные виды единоборств этим грешат). И первое на что нужно обязательно обратить внимание – это не приемы, а физическое развитие. Для детей дошкольного возраста хороши игровые формы постижения единоборств, включающие элементы растяжек, развивающие гибкость, ловкость, реакцию. Это будет являться базой для дальнейшего развития в подростковом возрасте. Отмечу еще, что преобладание командных игр и здоровый азарт куда полезнее состязательных индивидуальных видов спорта для воспитания полноценной личности.

А как же приемы борьбы? Их осваивать конечно же нужно и полезно, только возрастная категория детей для этого должна быть другая: не дошкольники, а старшие школьники и подростки от 12-и лет. К сожалению, когда ребенок достигает подросткового возраста, родители перестают так сильно заботиться о его навыках самообороны, ведь школу он уже почти закончил, хулиганы из соседнего двора теперь не так страшны, детские страхи улетучились, и даже наоборот – человек жаждет поскорее испытать себя, доказать всем, что он не слабак! Тут вам и риск угодить в плохую компанию, и риск банально нарваться, и наша доблестная армия, которая сейчас напоминает больше исправительно-трудовую колонию для социально-неблагополучных. Силы и смелость уже есть, а психика еще нестабильна, не даром ведь так много говорят про подростковую агрессию, ведь не дошкольники бьют на площадках бутылки и жгут кнопки в лифтах. Вот тут как раз и время позаботится о воспитании духа, воли и боевых  качествах подрастающих мужчин, продолжателей нашего рода.

Но в первую очередь, с самого раннего возраста, в ребенке нужно воспитывать веру в себя, нравственностьчувство справедливости, патриотизм, прививать любовь к истории и традициям своего народа, и тогда боевые навыки лягут на благодатную почву, а мы будем пожинать плоды в виде настоящих защитников родины, порядочных и трудолюбивых граждан своей страны, ответственных семьянинов и любящих отцов.

Поделитесь с друзьями