Извечная и мучительная проблема, перед лицом которой неизбежно становится каждый человек – проблема выбора. Так или иначе, нам приходится сталкиваться с ней каждый день, начиная от того что одеть на работу, какой вид транспорта выбрать, чтоб успеть вовремя, и заканчивая более судьбоносными вопросами: какую профессию или род занятий выбрать, где жить, кого выбрать в спутники жизни. Насколько судьбоносным является вопрос выбора вида боевого искусства, сказать трудно, однако же, встав перед таким выбором однажды и проанализировав собственную кривую судьбы, хочется поделиться своими мыслями на этот счет. Вполне может быть, что это поможет еще кому-то.

Прежде, чем выбирать, ответьте себе на вопрос:  зачем?

Если душа лежит к профессиональному или полу-профессиональному спорту, с завоеванием кубков, медалей и поясов, то тут выбор ограничивается “олимпийскими” дисциплинами со своим набором четких правил. Выбирайте любой понравившийся клуб, а там жизнь покажет, что к чему.

Я часто встречался со случаями, когда было очевидно, что для человека это просто навязанный извне стереотип. При этом нужно четко осознавать, что мозг – программируемый орган и все, что будет в него вкладываться, останется там надолго, возможно навсегда. Если запрограммировать себя бить только кулаком, или как в боксе, только руками, совсем не используя другие части тела, падать и кувыркаться только на татами, то вы себя заведомо ограничиваете именно этими “приемами”, вариации уже могут не сработать, вы просто не будете готовы к другому сценарию. Возможно, у вас будет больше преимущества в силе, ловкости, может даже выносливости перед обычным человеком, но вот представим, что вы встречаетесь лицом к лицу с головорезом в тулупе и с ножом, а на улице еще и мороз – 20, а вы тоже в пальто, и перчаток боксерских на вас нет, и туфли скользкие…. Или попали вы в заложники к вооруженным террористам вместе с группой совершенно неготовой к разборкам людей: женщин, детей. Что тогда? Как вы будете себя вести? Вряд ли тут сразу стоит идти в рукопашную, да и поможет ли это выжить вам и тем, людям, которых вы поставите под удар? Может, сценарии эти, покажутся мало реальными  больше походящими на сцену из боевика, может быть. Но суть то, я думаю, вы уловили. В реальной жизни – нет правил и уж точно никто не станет играть по вашим, к этому просто нужно быть готовым, не только физически, но и психологически.

Все, чему мы учимся, должно иметь применение в реальной повседневной жизни, в любой ситуации и при любых обстоятельствах. Иначе – это фарс, простите уж за такое категоричное заявление. Реальный бой не имеет ничего общего со спортивными состязаниями.

Но вот вы сделали первый шаг и определились с видом единоборства. Что дальше? Дальше дни, месяцы и годы упорного труда и тренировок, и не только в тренировочном зале с общей группой, но самое важное – еще и самостоятельно. Теперь это ваш личный путь и все тут зависит только от вас.

Есть такой принцип познания, пришедший из Японии “Су-Ха-Ри», которй используется и для описания общего прогресса эволюции на пути изучения боевых искусств, и как весь жизненный цикл отношений ученика и учителя.

Су – подразумевает под собой точное следование традиции, точное воспроизведение преподаваемой техники. Часто эту стадию называют «ошейником». Ученик должен впитывать все, чем делится с ним его учитель, должен стремиться к знанию и быть готовым принять любые замечания и конструктивную критику. Учитель должен опекать ученика в смысле соблюдения его интересов, заботы и поощрения его прогресса, во многом как родитель опекает свое дитя, пока оно растет.

Ха – «разбивать, ломать, нарушать правило» подразумевает полную адаптацию в понимании основных техник, переход к вариативной практике, внутреннему осознанию важнейших составляющих стиля. Пройдя значительный этап обучения, когда ученик приходит к «внутреннему озарению», он начинает освобождаться от «ошейника» в двух направлениях. С точки зрения техники, ученик преодолевает фундаментальные основы и начинает применять принципы, обретенные в процессе отработки базовой техники, в новой, более свободной и творческой манере. Индивидуальность ученика начинает проявляться в том, как он выполняет технику. На более глубоком уровне у него также происходит освобождение от слепого выполнения наставлений учителя, он начинает размышлять (сомневаться, задавать вопросы) и открывать для себя новое больше за счет собственного опыта. Этот этап может принести разочарование для учителя, поскольку путь собственных открытий ученика ведет к бесчисленным вопросам, начинающимся со слов «Почему…». На уровне «Ха» отношения между учителем и учеником напоминают отношения между родителем и его взрослым ребенком; учитель является мастером искусства, а ученик теперь уже может быть инструктором для других.

Ри – предполагает самостоятельность и свободу, когда получив знания удаляешься от него на основе того, что постиг сам, путем единения духа, техники и тела.

Так что впитывайте все, что возможно на каждом этапе вашего обучения, все, что дает вам учитель, кто бы он ни был, ибо нет учителей плохих и хороших, есть только вы и ваша способность учиться. Время покажет и подскажет, как найти СВОЕГО учителя. Это абсолютно нормально, если вы сомневаетесь, если бывший неизменный авторитет в ваших глазах перестал быть таковым и вы не можете больше ничему научиться у него. У вас должно остаться уважение и благодарность к этому человеку за то, что он вам дал.  Но у каждого свой путь, идите дальше, не стоит жалеть и оглядываться назад, ищите!

Не бойтесь ошибаться, разочаровываться, не бойтесь казаться смешными, продолжайте усердно работать, экспериментировать, анализировать и конечно, прислушиваться к себе и своим ощущениям.

Использованные материалыИз пособия по тренировкам Синдэн-рю дзю-дзюцу (心伝流柔術) Ханси Дай Ниппон бутоку кай Такэмити Кувахара, 9 дан Синдэн-рю дзю-дзюцу

Поделитесь с друзьями