Боевой пляс – это особая форма самовыражения, как правило, групповая, включающая в себя как танцевальные, так и боевые элементы. Пожалуй, в той или иной форме традиция боевого пляса есть у каждого народа. Первое, что приходит в голову в качестве примера, такая популярная сейчас капоэйра – бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики и игры, которое было изобретено чернокожими рабами, чтобы замаскировать занятия боевым искусством под танец. Есть и в славянской традиции свой боевой пляс, и даже не один. Поскольку раньше род не мог позволить себе роскошь содержать воинов-профессионалов, община выработала уникальный способ подготовки бойцов, не отрывая их от обязательного крестьянского труда. С самого раннего детства в мужчине воспитывался необходимый для бойца комплекс навыков. Это происходило в боевых играх, бойцовских обрядах, специальных упражнениях, танцах и в труде. Поговорим о танцах, наиболее известные из которых «буза», «спас», боевой гопак.

Боевой пляс - буза

И хотя существует много скептиков, утверждающих, что все это просто народный фольклор, а боевую составляющую додумали наши современники, я все же склонен полагать, что традиции несомненно были, и это подтверждается множественным историческим материалом. Другое дело, что называть пляс боевой системой не совсем корректно, однако его элементы были позаимствованы впоследствии для воссоздания наших славянских боевых искусств: русского стиля, казачьего спаса, хортинга и других. Ведь пластика, движения, ритм – это и есть основа для любого боевого искусства, а они очень зависят от физиологии и психологии конкретного этноса.

Философ Рибо по этому поводу говорил следующее: «Пляска приносит общественную пользу; она содействует согласованию движения, единодушию. Она придает данной группе людей единство, а также сознание этого последнего и его зрительное восприятие. Она служит дисциплиной, подготовлением к общему нападению или общей защите, своего рода военной школой. Этим объясняется важная роль такта. Кафры поют и танцуют большими группами так согласно и равномерно, что производят впечатление огромной, пущенной в ход машины. У многих племен ритм должен быть безупречен и всякое нарушение его наказывается смертью».

Существует несколько основных разновидностей славянского боевого пляса.

Первая – это пляска вприсядку, раздел обыкновенной, традиционной мужской пляски. Эта традиция подготавливает бойца к сражению лежа, сидя и на корточках. Особые плясовые движения и перемещения в бою становятся ударами и защитами. Говорят, что прежде эта традиция была обязательной в подготовке всадников, наряду с акробатикой джигитовки. Упавший с коня всадник, используя технику боя вприсядку, мог уйти от сабельного удара, выбить из седла противника и завладеть его конем, проскочить под брюхом идущей лошади подрезая ей паховину. В пешем бою применялся для боя в толкучке и в случае падения на землю. Боевой пляс вприсядку был унаследован и Красной Армией.  Правила смотров и состязаний остались неизменными, правда, движения были сильно «причёсаны». Другое дело — пляски на праздниках и на фронте. Это была не только тренировка тела и повторение способов боя, трудно переоценить воздействие музыки и пляски на боевой дух бойцов. Прадедовская традиция превращала измученных солдат в чудо-богатырей, зажигала в сердцах бесстрашие и задор.

Другая разновидность — это «ломание» или «буза».

Этот вид боевого пляса содержит элементы рукопашного боя стоя. Движения в ломании не являются исполнением приемов без партнера. Так же это не связки атак и защит. Боевые элементы ломания – это скорее «зародыши» движений, являющиеся одновременно материнской — потенциальной биомеханической моделью, из которой в бою вырастают в зависимости от ситуации, и удары, и защиты, и броски. Эти элементы называются «коленца» окончательное их число неизвестно, вероятно, что оно ни когда и не было установлено, приблизительно их от 7-и – до 15-и. Элементы эти соединяются в пляске спонтанно, нанизываясь на общую динамическую танцевальную канву.
Однако, наиболее отличающим ломание от простой пляски является не это. Ломание бузы, это ломание ритма в котором движется окружающий мир. Бузящийся боец сознательно пляшет, нарушая своими движениями ритм пляски и гармонию музыки, поёт припевки под-драку, не в такт и не в лад. Таким образом, он выпадает из общего окружающего ритма мира, разрушая рамки своего привычного восприятия, и начинает видеть всё иначе, как бы со стороны. В этой пляске, так же, лучше всего тренируется «плын» – особое бузовское состояние восприятия. На фоне озорного настроения создаваемого музыкой и песнями изменив восприятие, боец тренирует спонтанно сочетаемые боевые движения. В этом сочетании тренируемых качеств состоит еще одна ценность ломания в бузе, достигается цельность. Хочется подчеркнуть, что ломание бузы не является трансовым состоянием сознания, пляшущий находится в этом реальном мире, «здесь и сейчас», преображается только его восприятие окружающего мира.

Буза — боевое искусство, воссозданное в Твери Г. Н. Базловым в 1990-х годах. Включает в себя боевой пляс, рукопашный бой, а также бой с оружием.

«Буза» было названием наиболее распространенным и, наряду с бойцовским наигрышем и пляской обозначало одновременно драку и технику боя. Этимология слова буза славянского происхождение от корня «буз»-«буск»- «бузк». В восточнославянских языках, круг значений слов образованных от этого корня связан со значением «бить» : «бузкать» — диалектное «бить», бузовка – плётка, буздыга – дубина для драки. В западнославянских чаще со значением «бушевать»: огонь бузуе (польское), что значит: огонь бушует. Так же в восточнославянских диалектах словом «бузует» описывают процесс брожения молодого пива, клокотания кипящей воды, биение родникового ключа или народные волнения. Кратко можно ограничить круг значения этого слова в славянских языках как «биение», «бушевание», «клокотание». Существует интересное предположение лингвистов о том, что славянское «буск» восходит к некой индоевропейской праоснове и родственно корню «boks» — «box». В современных романских и германских языках, эта корневая основа породила название разнообразных видов европейского бокса. Таким образом получается, что буза и бокс – слова однокоренные.

Боевой гопак

Сегодня есть три взгляда на это боевое искусство. Первый гласит, что боевой гопак — это исконно украинская боевая система, впервые появившаяся в Запорожской Сечи. Тут надо сразу разделить гопак на танец, включающий в себя боевые элементы, и само искусство боя, основанное на этих элементах танца, которое и называют «боевой гопак». На Сечи существовали школы, где это боевое искусство преподавалось вместе с грамотой и обучению игре на музыкальных инструментах. После революции традиция боевого гопака была прервана, пока в 1985 году один житель Львова по имени Владимир Пилат не взялся за его реставрацию, взяв за основу движения танца гопака. И сам термин «боевой гопак» тоже придумал именно он. В 1995 году в Украине прошёл первый чемпионат, а в 1997 г. была создана Центральная школа боевого гопака.

Боевая техника гопака сочетает в себе танцевальную пластику с ударами, блоками, захватами и бросками. А также с работой холодным оружием от крестьянского серпа (двух серпов) до двуручного меча.

Византийский историк IX ст. Лев Диакон в «Истории», описывая походы князя Святослава, называл языческих воинов детьми сатаны, обучавшихся искусству воевать с помощью танцев. Позднее прибывшего из Франции и случайно попавшего в Запорожскую Сечь путешественника удивил такой факт: казаки целый день могли плясать гопак и тренироваться под собственное пение.

В казачьих войсках пляс жил повсеместно, гармонично вплетаясь в казачий быт, бурно проявляясь в станичные и войсковые праздники. Любое движение, исполненное с мастерством, применимо в боевом искусстве. Танцы вприсядку, не будучи боевым искусством, могут базироваться на тех же принципах, что и воинская казачья практика: резкой смене уровня атаки, приседаниях (или падениях) с последующим выпрыгиванием или перекатом. Например, в бою под Яссами в 1577 г. запорожцы как раз таким способом вполне дезориентировали турецких стрелков на какое-то время. Во время сражений перед рядами боевых товарищей выплясывали с оружием гопкорезы. Под музыку, с пляской ходили в бой.
Вот как описывает гульбу с пляской в Запорожской Сечи Н.В. Гоголь: «Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в середине которых отплясывал молодой запорожец, заломивши шапку чертом и вскинувши руками. Он кричал только: “Живее играйте, музыканты! Не жалей, Фома, горелки православным христианам!” И Фома, с подбитым глазом, мерял без счету каждому пристававшему по огромной кружке. Около молодого запорожца четверо старых вырабатывали довольно мелко ногами, вскидывались, как вихорь, на сторону, почти на голову музыкантам, и вдруг, опустившись, неслись вприсядку и били круто и крепко своими серебряными подковами плотно убитую землю. Земля глухо гудела на всю округу, и в воздухе далече отдавались гопаки и тропаки, выбиваемые звонкими подковами сапогов».

Как свидетельствует исследователь боевых традиций Руси Г.Н. Базлов: «Боевые танцы выполняли функцию бесписьменного способа передачи прикладной информации. Отобранные этносом на протяжении веков, наиболее удобные для боя движения передавались пластически, вместе со способом дыхания и звукоизвлечением, на фоне особого психофизического состояния. Большинство элементов боевого пляса имеют прикладной боевой смысл. Их неосмысленное повторение приводит к неизбежному искажению плясового архетипа, пластики и смысла танца».

И наконец, главное. Славянский боевой пляс основан на трех постулатах: православная вера, обычаи и традиции, а также методика обучения, приемы, техника. Именно в такой последовательности формировалось и формируется мышление воина-рукопашника. Православная вера укрепляет характер человека, помогает не бояться смерти. «Ибо нет большего подвига, чем душу свою положить за други своя». Обычаи и традиция передают уклад жизни в семье, в воспитании детей, в отношениях между мужем и женой, трудовые навыки, то есть именно то, ради чего стоит жить. Методика обучения, приемы и техника учат воина самому главному: как защитить себя, свою семью, свое Отечество, формируют особое мышление, помогающее выжить в любой ситуации. Ибо сам рукопашный бой призван помочь защитить веру, обычаи и традиции, то есть культуру нашего народа, все то, без чего он существовать не может.

Поделитесь с друзьями